«Блокфлейта: хроники, интервью, размышления»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студентки VI курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очно-заочного отделения специализации «Музыкальная критика» Баруновой О. Е.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2010

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава III. Возвращение к жизни

В конце девятнадцатого – начале прошлого века о блокфлейте вспомнили вновь как об интересном старинном инструменте. Это было связано с общеевропейской тенденцией к возрождению интереса к собственной истории и культуре других народов. Первые ансамбли старинной музыки появляются именно на рубеже XIX-XX веков. Это время связывают с появлением такого явления, как «аутентизм».

Аутентизм или  аутентичное исполнительство  – «движение в музыкальном исполнительстве, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, «историческим» представлениям» [29]. В основном, ранний аутентизм был связан с детальным воссозданием музыки эпохи барокко. Впоследствии это понятие распространилось и на другие музыкальны стили (см. Приложение 8).

В 1919 году английский музыкант Арнольд Долмеч предпринял первые шаги к возрождению английского варианта блокфлейты образца восемнадцатого века, начав заниматься изготовлением этого инструмента [30]. Он же впоследствии сыграл важнейшую роль в распространении интереса к аутентичному исполнительству и изготовлению аналогов старинных инструментов. Однако, на самом желе Долмеч был отнюдь не первым, хоть и считается таковым.

Ему предшествовали музыканты Брюссельской Консерватории (в которой учился Долмеч), и организация Bogenhauser Künstlerkapelle [31] , и музыканты Виллибальд Гюрлит, Вернер Данкерц, Густав Шек. Все это говорит о том, что возрождение блокфлейты было результатом не одного человека, а целой группы музыкантов, которые, к тому же, работали над этим отдельно друг от друга в разных странах.

Интересно, что чуть больше, чем за сотню лет информация о блокфлейте была практически утеряна. Когда с этим инструментом познакомился Игорь Федорович Стравинский, он был уверен, что это – очень старинная разновидность кларнета. Композитор, на самом деле, не сильно ошибался, так как первые кларнеты были очень похожи внешне на блокфлейты [32].  С аутентичным исполнением и популяризацией блокфлейты связаны такие имена, как Пауль Хиндемит, Марк Вайнрот, Фердинанд Конрад, Дэвид Монро.

В двадцатые годы прошлого века одним из первых виртуозных исполнителей на блокфлейте стал сын Арнольда Долмеча, Карл Долмеч.

Блокфлейта и в настоящее время остается излюбленным инструментом преимущественно аутентистов. Поэтому дальше речь пойдет об ансамблях старинной музыки.

3.1. Ансамбли старинной музыки

Пожалуй, именно в ансамблях старинной музыки  блокфлейта наиболее полно выполняет ту функцию, для которой она создавалась.

Под старинной музыкой обычно понимается «профессиональная музыка западноевропейской традиции, созданная в период от Средневековья до начала XIX в» [33].

Только в нашей стране насчитываются десятки ансамблей старинной музыки. Некоторые из них пользуются успехом не только в России, но и за рубежом. Другие – небольшие ансамбли, которые исполняют старинную музыку, скорее,  «для души». Однако уже то, что они есть, говорит о большом интересе к данному направлению. Чем, кстати говоря, ансамбли старинной музыки не субкультура? Автор дипломного сочинения считает вполне уместным отнести это понятие к данному музыкальному явлению.

3.1.1. «La Spiritata»: консорт XXI века . Интервью со Светланой Шевелевой

Один из наиболее интересных ансамблей старинной музыки в нашей стране в рамках нашего разговора о блокфлейтах – консорт блокфлейт «La Spiritata» (см. Приложение 9). Мне удалось пообщаться с руководителем этого коллектива Светланой Шевелевой (рис.7).

Светлана Шевелева. Фото из архива С. Шевелевой

Рис. 7. Светлана Шевелева. Фото из архива С. Шевелевой

Светлана закончила Уральскую Государственную Консерваторию им. Мусоргского по специальности «фортепиано», а впоследствии – Государственную Классическую Академию им. Маймонида по специальности «флейта, блокфлейта».  В настоящее время старинная музыка для Светланы – это поле ее профессиональной деятельности. Моя собеседница руководит не только консортом «La Spiritata», но является также солисткой ансамбля старинной музыки «La Stravaganza» и руководителем единственного в России молодежного ансамбля «La Campanella». Кроме того, Светлана неоднократно проходила обучение у признанных мировых «маэстро» старинной музыки, участвовала в международных проектах, посвященных этому направлению, регулярно сотрудничает с другими российскими ансамблями старинной музыки. «Послужной список» Светланы мог бы занять несколько страниц данной работы.

По мнению Светланы, именно для консорта блокфлейт  создано огромное количество прекрасной музыки, которая должна быть услышана.

Однако на выступлениях «La Spiritata» используются не только блокфлейты, но и другие старинные духовые инструменты. Это крумхорны, корнамузы, табор-пауп, окарины, корнхольт и т.д. Зачастую консорт выступает с музыкантами, играющими на струнных и щипковых инструментах. Преимущественно консорт исполняет танцевальную музыку Средневековья, Возрождения и раннего Барокко.

 - Как Вы считаете, с чем связана популярность аутентичных ансамблей в наши дни и долго ли она продлится?

 - На мой взгляд, популярность аутентичных ансамблей связана не столько с интересом аутентичного исполнения музыки, сколько с растущим интересом ко всему аутентичному, будь то ткани, краски, одежды, инструменты, архитектура и .т.д.  Как правило, люди хотят все «пощупать» – и неважно, пирамида Хеопса перед ними или же кантата Баха.

 - Опишите, пожалуйста, портрет «среднестатистического» зрителя Ваших концертов.

 - Среднестатистического зрителя описать довольно сложно. На концерты обычно приходят и музыканты, которые исполняют старинную музыку, и просто любители данного музыкального направления (а такие есть). Можно встретить на наших выступлениях и представителей интеллигенции  с детьми, которые являются «завсегдатаями» учреждений, в которых мы выступаем.  Если же наши концерты проходят, к примеру, в музее-усадьбе «Архангельское» или в Царицыно, то нашими зрителями зачастую становятся те, кто гуляет в этих парках.

 -  Как вы видите перспективу развития Вашего направления, и какое место в нем будет занимать блокфлейта?

 - Мне кажется, у блокфлейты грустное будущее. Профессиональные музыканты на концерты старинной музыки ходят редко. Они уверены, что блокфлейта – это пластиковая или деревянная дудочка и на ней можно только готовить ребенка к кларнету или гобою. Еще виолы или натуральные трубы туда-сюда, а блокфлейта – это не инструмент. Так, к сожалению, думает и большинство рядовых соотечественников, которые не являются музыкантами. Они же просто не знают, сколько прекрасной музыки есть для этой «дудочки» и как на ней можно красиво и виртуозно играть. Очень медленно идет узнавание этого инструмента среди классических музыкантов. В Консерватории, кстати, нет такой специальности, даже на факультете исторического и современного исполнительства (ФИСИ).

3.1.2. Современные миннезингеры. Интервью с Евгением Федорковым

Более подробно мы пообщались о месте  блокфлейты в аутентичных ансамблях с участником консорты «La Spiritata» Евгением Федорковым (рис. 8).

Евгений Федорков. Фото из архива Е. Федоркова

Рис. 8. Евгений Федорков. Фото из архива Е. Федоркова

Евгений, помимо участия в консорте, является солистом барочной капеллы «Золотой век». Эта капелла была создана в Москве почти десять лет назад одним из признанных ведущих специалистов в области аутентичного исполнительства Александром Листратовым. На своих выступлениях музыканты исполняют произведения эпохи барокко и раннего русского романтизма.

Евгений Федорков окончил Московскую Государственную Консерваторию им. П. И. Чайковского по классу кларнета и впоследствии постоянно совершенствовал свое мастерство игры на блокфлейте на всевозможных семинарах. Он неоднократно сотрудничал с музыкальными коллективами не только нашей страны, но и Европы. Пожалуй, самое интересное в контексте нашей темы о блокфлейтах то, что Евгений играет не только в ансамблях старинной музыки. Он также является участником арт-рок-проекта «Russian Symphony». Но о таком «нетрадиционном» применении блокфлейт разговор пойдет позже. Пока же привожу нашу беседу с Евгением в рамках разговора о старинной музыке.

- Отличаются ли современные блокфлейты от старинных?


 - Как это ни парадоксально, «современная» блокфлейта – это и есть, по сути, прямая наследница модели инструмента эпохи Высокого Барокко. Те нехитрые пластиковые инструменты, столь распространённые и популярные среди молодежи в наше время – лишь упрощённые копии тех флейт, которые услаждали слух «Короля-Солнце» (Людовика XIV [34]) и просто звучали в музыкальных салонах той эпохи. Дело в том, что «революция» в конструкции блокфлейты произошла несколько раньше – на срезе эпохи Возрождения и Барокко. Но ещё более удивительным многим может показаться тот факт, что именно ренессансные модели блокфлейт в Европе зачастую используют и для исполнения современной музыки, даже для джаза. Но также, справедливости ради, стоит отметить работу таких выдающихся мастеров XX-го века, как, например, Ральф Элерт,  Германия. Он не только развил звуковые способности и силу звука инструмента, но даже изобрёл свою собственную модель блокфлейты, весьма популярную в Европе.

 - Наверняка, такие различия есть, как минимум, в материале, из которого они изготавливаются. Меняется ли в связи с этими особенностями музыка?


 - Безусловно. Собственно говоря, для блокфлейты два основополагающих различия, первое – это модель и второе – материал. В эпоху Возрождения подавляющее большинство этих инструментов изготавливалось из клёна, тогда как «барочные» модели мастера того времени конструировали уже из совершенно разных сортов дерева: помимо клёна, это могли быть и сливовое дерево, и дерево оливы, вишня, самшит, палисандр и т.д. Однако, приоритетными для Барокко считались именно последние два сорта дерева – самшит и палисандр.


Тембр и прочие звуковые характеристики блокфлейты очень зависят от материала, из которого изготовлен инструмент.


 - Чем вообще отличается музыка, которую сейчас исполняют аутентичные ансамбли? Как Вы считаете, с чем связана популярность таких ансамблей в наши дни?


 -  Основной смысл и задача, стоящая перед музыкантом-аутентистом – это максимальное (насколько это возможно) возвращение звучания того или иного музыкального произведения, посредством игры на подлинных инструментах того времени, либо их копиях. Порой эстетически это даже идёт в разрез с современным, более привычным, что ли, вариантом звучания. Везде есть свои нюансы.

Насчёт популярности, по крайней мере, у нас в России, я бы не стал говорить однозначно. «Аутентичный бум» в Европе давно прошёл, и теперь оба стиля там идут бок о бок. Возможно, у каждого из них есть свои преимущества и недостатки, но это уже предмет другой беседы. Так или иначе, но в Россию всё приходит с некоторым опозданием. Вот и аутентичное исполнительство, которое на Западе давно уже отвоевало себе немалые позиции, у нас только лишь едва «набирает очки». Истинное мастерство приходит медленно, и лишь совсем немногие отечественные ансамбли старинной музыки могут составить реальную конкуренцию западным «барочникам».

Основные отличия аутентичных ансамблей – это, во-первых, манера исполнения, требующая определённых навыков, да и просто опыта. И, как я уже говорил выше, сами инструменты.

Для струнных (скрипки, виолончели, виолы) это, как правило, инструменты того времени, которые мастера переделывают «обратно». Так, например, со скрипки снимаются современные атрибуты – подставка, подгрифник, «шея». Взамен металлических одеваются жильные струны, изготовленные из натуральных овечьих жил. Меняется угол «шеи».

А что касается духовых – это уже, в подавляющем большинстве своём, копии, сделанные руками современных мастеров (честь им и хвала!). Поскольку жизнь духового инструмента, особенно деревянного, несоизмеримо меньше жизни струнного. В среднем, срок жизни блокфлейты при постоянном использовании составляет без малого 20 лет. Это, разумеется, при условии отсутствия «аварийных ситуаций».


Ну, и ещё одно немаловажное отличие аутентичных ансамблей заключается, пожалуй, в более «тёплом» и не столь формальном отношении друг к другу, чем во многих государственных академических коллективах, где люди приходят «на работу», и, придя домой, стараются поскорей забыть своих коллег и чем-нибудь отвлечься. Общение с «барочниками» в свое время привело меня к мысли о том, что музыкант может быть и другим.

 - Кто ваши основные зрители?


 -  Далеко не только пенсионеры, как можно было бы подумать. Молодежь порой даже больше открыта всему новому (или, как в данном случае, очень хорошо забытому старому). Но, безусловно, большой пласт интеллигенции среднего и старшего возраста с удовольствием ходит на наши концерты.

- Расскажите, пожалуйста, в чем заключается деятельность вашей капеллы.


 -  Самая обычная для музыканта деятельность: репетиция – концерт – опять репетиция – снова концерт, и т.д. Случаются гастроли – едем, играем. Всё «как у людей», с той лишь оговоркой, что и репертуар мы подбираем сами,  находим «незаслуженно забытые» музыкальные произведения, и сами же находим возможности для реализации проектов. В академическом оркестре всё это исключено.

Многие из нас, кстати, успели поработать в своё время и в больших столичных коллективах – однако, любовь к камерной старинной музыке взяла верх, и воплотилась в создании нашего ансамбля барочной капеллы «Золотой век». Существуем мы как творческая единица уже около десяти лет, и, надеюсь, немало ещё будем радовать наших любимых слушателей в столице, да и по всей России.

3.2. Блокфлейта в академической музыке

Действительно, как отмечают музыканты-аутентисты, интерес к блокфлейте у академических музыкантов довольно слабый. Особенно это касается музыкантов из нашей страны. Однако, исполнители академической музыки на блокфлейте существуют и, более того, даже в России есть громкие имена.

Екатерину Дрязжину отечественные СМИ, в том числе, и пресс-атташе Министерства культуры называют «лучшими силами Московской консерватории [35]», «самой известной московской флейтисткой [36]». В основном, Екатерина выступает с траверс-флейтой в составе различных ансамблей, но нередко можно увидеть эту молодую талантливую исполнительницу с блокфлейтой в руках. Имя Екатерины известно далеко за пределами нашей страны: флейтистка регулярно концертирует в Европе.

В то время, как в России все же академические блокфлейтисты – это большая редкость и, скорее, исключение из правил, зарубежные исполнители академической музыки признают блокфлейту в качестве серьезного инструмента гораздо чаще. Так, например, немецкий флейтист Морис Штегер (Maurice Steger) признается одним из «лучших виртуозов игры на блокфлейте во всем мире».

Морис исполняет на блокфлейте музыку самых различных направлений, начиная от старинной музыки и заканчивая сотрудничеством с современными оркестрами. На его счету – исполнение наиболее известных произведений для блокфлейты Телеманна, Саммартини, Вивальди и многих других, за которые музыкант неоднократно удостаивался наград от экспертного сообщества.

Еще один представитель, а,  вернее, представительница академического направления – блокфлейтистка Михала Петри из Дании. Михала выступает на европейской сцене и в качестве сольного исполнителя, и в составе известнейших оркестров. Несколько десятков пьес для блокфлейты были написаны именно для Михалы. Эта удивительная женщина впервые взяла в руки блокфлейту в три года, а в пять лет уже выступала на датском радио [37]. Впоследствии Петри срывала аплодисменты в самых известных концертных залах мира.

Интересно, что большинство зарубежных блокфлейтистов не специализируются на каком-либо определенном направлении в музыке, а стараются охватить как можно больше. Многие музыканты одновременно играют и в ансамблях старинной музыки, и с классическими оркестрами, и принимают участие в различных авангардных проектах. Такая «многостаночность», в общем-то, неудивительна и связана она с особенностями, так сказать, выживания музыкантов.

3.3. Не классикой единой. Блокфлейта в других музыкальных направлениях

3.3.1. Интервью с Яном Бедерманом: «Блокфлейта у меня просто была. И я ее полюбил»

Мой следующий собеседник – представитель того направления в музыке, которое решительным образом отличается от тех, о которых шла речь выше. Точнее, однозначно назвать то, что он делает, музыкой, я не осмелюсь. Речь идет о музыканте по имени Ян Бедерман. В его руках начинает звучать все – целлофановые пакеты, банановые шкурки, сливные гофрированные трубы и…блокфлейта. Интересно кстати, что Ян предпочитает держать блокфлейту не как продольную, а, скорее, как поперечную (рис.9).

Ян Бедерман. Фото автора

Рис. 9. Ян Бедерман. Фото автора

Ян – не просто музыкант,  пожалуй, в первую очередь он все-таки психолог. Этот человек является создателем уникального творческого явления (именно так – не группы, не коллектива, не проекта, а явления – характеризует свою деятельность Ян) под названием «Оркестр Интуитивной музыки».  Одной из целей «Оркестра» является исследование природы звука, его воздействия на окружающий мир.

Вот что сами участники проекта говорят о себе: «Весь мир вокруг нас вибрирует, каждое тело обладает собственной частотой колебаний. Звук наделен огромной властью: он способен изменять молекулярную структуру, создавать новые формы. Используя этот феномен, можно воздействовать на любые предметы и явления, доводя их до совершенства. То есть творить чудеса».

Бедерман на своих концертах и встречах играет на множестве инструментов, большая часть из которых – этнические. Европейские музыкальные инструменты Ян практически не использует. Исключение составляют блокфлейты и саксофоны. В связи с этим первый вопрос, который я задала ему при встрече, был «Почему?».

 - Блокфлейта является практически постоянным участником ваших концертов. Учитывая, что европейские музыкальные инструменты вы используете очень мало, с чем связано ее «привилегированное» положение? За какие особенности вы ее выбрали?

 - Блокфлейта – это первый инструмент, который я начал постоянно использовать в интуитивных музыкальных путешествиях. Она у меня просто была. И я её очень полюбил. Я не делил инструменты на европейские и восточные и т.п.  Для меня нет никакой разницы между ними. Очень много схожих инструментов и способов игры у разных народов.

 - Кстати, что побудило Вас играть на блокфлейте, как на поперечной? Это удобно? Меняется ли от этого звук или же звукоизвлечение?

 - Все произошло спонтанно. Я начал так играть и ощутил совершенно другие звуки – субтоны, обертона. Подача воздуха происходит словно обдувание. Открываются другие возможности звукоизвлечения, т.к. расширяется возможность регулирования воздушного потока.

 - Я знаю, что периодически Вы используете музыкальные инструменты для проведения психологических тренингов (например, «расстановки»). Вы предлагаете людям выбрать тот инструмент, который им созвучен в данный момент. Так вот если человек выбирает блокфлейту, о чем это говорит? Отмечали ли Вы какие-либо внутренние соответствия у этих людей (может быть, определенное психологическое состояние или даже черты характера)?

 - Конечно, люди выбирают инструменты неслучайно. Передача внутренних вибраций каждого участника тренинга на самом деле не зависит от инструмента. Это скорее способ отвлечься, отключить ум. Человек сосредотачивается на инструменте и даёт таким образом выходить естественным вибрациям души и тела.

 - Часто ли Вы встречали музыкантов блокфлейтистов, играющих в направлении, сходном с Вашим?

 - Музыкантов практически не встречал. Почти все завязаны на разные школы, традиции и т.п.

 - Как считаете, с развитием информационных технологий, такие инструменты, как блокфлейта, быстро отойдут на второй план? Как Вы видите перспективу этого инструмента?

- В нашем случае живые инструменты будут присутствовать и использоваться постоянно. Никакие нано-технологии не смогут заменить ничего естественного. А вот дополнить, создать параллельное вибрационное пространство - это да.

Я думаю, что в ближайшем будущем расширятся исполнительские возможности игры на блокфлейте за счёт снятия ограничений и привязанностей к определённым знаниям. Главное – избавиться от ожиданий, и вы получите совершенно невообразимые открытия возможностей инструмента. Блокфлейта, как и любой инструмент, живёт в великом законе мироздания и является неповторимой частью целого оркестра, который называется Жизнь.

3.3.2. Интервью с Юрием Акбальканом: «Возможно все, что можно помыслить»

Конечно же, не только Бедерман использует блокфлейту для музыкальных экспериментов.

Блокфлейта широко применяется практически во всех направлениях современной музыки. Этот инструмент пришелся по душе даже самым авангардным исполнителям.

В процессе сбора материалов для данной работы мне удалось пообщаться с Юрием Акбальканом (рис. 10). Несмотря на то, что Юрий Акбалькан пока еще студент Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Римского-Корсакова, он уже признан мастерским исполнителем, прекрасным композитором и дирижером. Этот молодой музыкант  является автором ряда сочинений для блокфлейты, которые были неоднократно высоко оценены экспертным сообществом.

Юрий Акбалькан. Фото из архива Ю. Акбалькана

Рис. 10. Юрий Акбалькан. Фото из архива Ю. Акбалькана

Этот человек обращается с блокфлейтой так вольно, что у Арнольда Долмеча, наверняка, случился бы сердечный приступ, если бы ему довелось это наблюдать.

Юрий извлекает из блокфлейты такие звуки, на которые, казалось бы, этот инструмент не способен. Добивается их музыкант самыми нетрадиционными способами. Так, например, он играет на блокфлейте как на поперечной, используя игровые отверстия вместо мундштука, применяет принцип игры на калюке (то есть, добивается изменения звучания за счет различных вариантов прикрытия рукой воздушного потока).  В результате получается нечто, напоминающее фри-джаз.

Впрочем, интереснее узнать, как сам Акбалькан характеризует свою музыку. Об этом – первый вопрос интервью.

 - Расскажите, пожалуйста, в целом о том, каким направлением музыки вы занимаетесь. Какое место в нем занимает блокфлейта?

- Тот род музыки, о котором пойдёт речь, я бы назвал скорее не течением и не направлением, а древом, растущим в саду цивилизации. Это музыка, которую принято называть академической. Что же это значит?
Академическую музыку я бы определил как музыку преемственности, т.е. ту, что обладает культурной памятью и неким ДНК, позволяющим нам обнаруживать в ней признаки высокого искусства. Любое ветвление этого древа будет обладать его свойствами в той или иной мере. Неважно, что: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, авангардизм... даже самые левые ответвления всегда находятся в русле данной эстетики.
Для передачи знаний необходима система: учитель-ученик и, как следствие, её всевозможные формы.

 -  Насколько вообще блокфлейта актуальна на сегодняшний день? Я имею в виду, что сейчас существуют инструменты с гораздо более широкими техническими возможностями, да и с каждым днем появляются разнообразные компьютерные «примочки».

- Действительно, есть инструменты, которые в ходе развития истории культуры приобрели статус архетипов, посланцев от той или иной эпохи. К примеру, клавесин бесспорно мыслится неким знаком барокко, эпохи Рамо и Куперена, Польетти и Скарлатти, английских вёрджиналистов, династии Бахов. Но существуют произведения для клавесина, в которых этот тембр не трактуется как аллюзия на прошлое или «одиссея» в ушедшую эпоху. В XX веке, это, пожалуй «Continuum»  Лигети, кстати, и его же «Volumina» в случае для органа.

С блокфлейтой я нахожу похожую ситуацию. Этот инструмент принадлежит барокко и этнической музыке по большей части. Что составляет её репертуар? Многочисленные переложения с оригиналов, обработки, этно-импровизации, фрагментарные соло в различных ...группах. Такому техническому расширению приёмов звукоизвлечения и, самое главное, применения этих расширений в художественном произведении, как, к примеру, большая флейта, блок-флейта не подвергалась. Возможно, существует субкультура, широко использующая сей прекрасный инструмент, но не в русле академической музыки.

Я обратился к этому инструменту не потому, что у меня «душа болит» за блокфлейту. Нет, как раз напротив, она живёт своей совершенно независимой жизнью и никто не горюет по этому поводу. Просто мне показались весьма интересными её тембровые и сонорные возможности, которые можно бы было очень интересно применить.

«Гнездо Птеродактиля» [38], на мой взгляд, также является продолжением традиции, но несколько в ином русле, чем это привыкли воспринимать. Думается,  что это небольшая пьеса восходит к древнему культу звукоподражания: звукообразам птиц Гватемалы, различных племён Южной Америки и, конечно же, к французским клавесинистам («Курица»  Ж.Ф.Рамо, «Соловей» Ф.Куперена, «Кукушка» Л.К.Дакена,  «Соловей», «Канцоны на крики курицы и петуха» итальянца А.Польетти и, как птичий апофеоз,  О.Мессиан).

- Кто ваши основные зрители?

- Студенты консерваторий, музыкальных колледжей и люди, интересующиеся академической музыкой. В общем-то, горстка людей.

 - Насколько современная музыка, да еще и исполненная на блокфлейте, интересна слушателям?

- Настолько, насколько интересна сама музыка.

- Много ли на сегодняшний день музыкантов, которые исполняют на блокфлейте подобную музыку?

- Как писал Витгенштейн: возможно всё, что можно помыслить. По крайней мере, я ещё не встречал и не слышал подобного рода музыки для блокфлейты и музыкантов – соответственно. Но очень рад был бы услышать.

 - Как вы видите перспективу развития блокфлейты в контексте Вашего музыкального направления?

- Это сложный вопрос. Нам всегда сложно всматриваться в самих себя, оставим это нашим потомкам. Всё придёт и уйдёт само собой, нужно только вслушиваться.

3.3.3. Блокфлейта в современном мире. Резюме

Удивительно, что при довольно широких технических возможностях прошлого века и практически необозримых текущего, блокфлейта  активно используется в популярной музыке. Это, кстати, еще раз опровергает теорию о том, что блокфлейта была забыта из-за тихого звучания и слабых музыкальных возможностей.

Так, Николас Лэндер [39] приводит в пример целый многостраничный список исполнителей конца двадцатого века, которые применяли этот инструмент в записи своих популярнейших композиций.

Это и легендарные The Rollling Stones, и джазовый музыкант Эдди Маршалл, и Alan Parson's Project (в котором партия блокфлейты обычно исполнялась самим Аланом Парсоном) и даже The Beatles (как пишет Лэндер, на блокфлейте играл Пол Маккартни в композиции «Fool on the Hill»).

В композиции «Dance of the Puppets» рок-группы King Crimson также присутствует блокфлейта (в исполнении Яна Макдональда).

Не брезговала этим инструментом и группа Led Zeppelin – достаточно послушать их самую известную композицию «Stairway to Heaven».

Основная тема саундтрека «The Lonely Shepherd» (композитор Эннио Морриконе)  к фильму Квентина Тарантино «Убить Билла» также исполняется на блокфлейте.

В общем-то, можно и не продолжать бесконечный список популярных композиций. Уже то, что существуют виртуозные исполнители на блокфлейте в самых различных музыкальных направлениях, говорит о том, что эту барочную «дудочку» списывать со счетов еще рано.

Ян Бедерман затронул в интервью очень актуальную, на мой взгляд, тему: как только музыканты перестают привязываться к конкретным музыкальным школам и направлениям, на сцене действительно начинает происходить что-то очень интересное, достойное восхищения. Вспомнить, например, великолепного чешского флейтиста Иржи Стивина. Его виртуозное исполнение заставляет блокфлейту звучать совершенно особенным образом, придает ей живость, громкость, которые обычно этому инструменту не свойственны. Иржи Стивин исполняет, в основном, музыку фри-джазового направления. Просто удивительно, как органично вписывается в эту музыку блокфлейта.

Среди виртуозных музыкантов-блокфлейтистов конца двадцатого века можно также выделить Фердинанда Конрада, Франца Брюггена, Ганса-Мартина Линде, Бемарда Крайниса и многих других.

Кроме того, в настоящее время существует множество композиторов, которые пишут музыку специально для блокфлейты. Среди зарубежных имен можно назвать Джорджио Тедда, Альберто Якопуччи, Маркуса Жанхаузена, Макотто Шиноара, Морица Эггерта, Дечебала Григоруцэ.

В нашей стране сочинение музыки для блокфлейты не столь распространено. Однако, к примеру, один из наиболее популярных и ярких русских композиторов, Сергей Слонимский [40], является автором ряда сочинений для ансамблей блокфлейт. Также следует отметить композитора Владимира Дашкевича, который является автором музыки ко многим фильмам. В его сочинения часто присутствуют партии для блокфлейты (к примеру, в композициях к фильму «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»).

Все это еще раз подтверждает значимость этого инструмента и его уместность в наши дни.

[29] http://ru.wikipedia.org/wiki/Аутентизм

[30] Anthony Banes, Woodwind instruments and their history. Faber and Faber limited. London, Third edition. 1967, 1968, 1977 – с. 72

[31] Eve E. O'Kelly, The Recorder Today, Cambridge University Press, 1990.. Chapter 1: The Revival

[32] Eve E. O'Kelly, The Recorder Today, Cambridge University Press, 1990

[33] Ю. Бочаров. Мастера старинной музыки. М. - Гелиос, 2005, с. 6

[34] Осмелюсь предположить, что мой собеседник имеет в виду музыку, которая игралась на балах во времена Людовика XIV, который слыл большим любителем подобных развлечений – прим. автора.

[35] http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=90122

[36] http://www.timeout.ru/text/display/26035/?city=2

[37] http://www.peoples.ru/art/music/flautist/michala_petri/

[38] Композиция, которой Акбалькан иллюстрирует вылупление птеродактиля из яйца при помощи блокфлейты и собственного голоса.

[39] http://www.recorderhomepage.net/torture5.html

[40] http://www.belcanto.ru/slonimsky.html

ПредыдущаяГлавная Следующая

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

«История и развитие современного Black Metal» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студента ИЖЛТ Литвинцева Ивана