«Блокфлейта: хроники, интервью, размышления»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студентки VI курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очно-заочного отделения специализации «Музыкальная критика» Баруновой О. Е.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2010

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава II. Экскурс в историю блокфлейты: из Средневековья в Барокко

Блокфлейта, будучи изобретена в эпоху Средневековья [9] , на протяжении множества веков пользовалась огромной популярностью у самых различных слоев населения  Англии, Германии, Италии и Франции. Блокфлейта встречается на картинах художников, в литературных произведениях того времени (см. Приложение 3). По некоторым сведениям, блокфлейта даже была одним из светских инструментов русских дворян: «Среди «благородных» и дилетантов из духовых инструментов пользовалась некоторым уважением флейта <…> Некоторым исключением были ансамбли для духовых инструментов, на которых аристократы не играли. Достойным инструментом считалась только флейта, применявшаяся соло и в ансамблях» [10] .

После чего, начиная со второй половины восемнадцатого века, этот инструмент на много лет был выброшен из состава  симфонических оркестров и практически полностью забыт вплоть до начала XX века. Таким образом, если бы не несколько энтузиастов прошлого века, блокфлейта навсегда осталась бы никому не интересным архаизмом.

Кто и когда впервые придумал проделать отверстия для пальцев у свистка, который является прообразом современной флейты, сказать сложно. Археологами были найдены первые образцы флейт, изготовленные примерно 40 тысяч лет до нашей эры [11] (рис. 4).

Флейты, найденные немецкими археологами. Возраст – 35-40 тысяч лет до н.э.

Рис 4. Флейты, найденные немецкими археологами. Возраст – 35-40 тысяч лет до н.э.  (Источник: http://elementy.ru/images/news/flute_fig1_300.jpg)

Упоминания о продольных флейтах встречаются в текстах практически всех стран мира. Другой вопрос, можем ли мы говорить об этих инструментах как о первых блокфлейтах. Действительно, это весьма спорно.

В данной части дипломной работы мы попробуем отследить, как менялась роль блокфлейты в музыке. Начнем с эпохи Средневековья(476 – 1453), продолжим Возрождением (1450-1600) и закончим Барокко (1600-1760).

Классическая европейская блокфлейта известна с XI века, но широкую известность она приобрела именно в эпоху Возрождения. Сразу следует отметить, что мы говорим исключительно о Европе, которая все же в настоящее время считается родиной блокфлейты. Вот почему мы начинаем разговор о блокфлейте не с глубокой древности, а со Средневековья.

2.1. Средние века

Представления о музыке Раннего Средневековья очень условны. Можно лишь предположить, что распад Римской Империи (со времени которого и принято в настоящее время начинать отсчет Средних веков) и Великое переселение народов (IV-VII века) сказались на распространении на территории Европы музыкальных инструментов. Большинство духовых музыкальных инструментов Европы можно смело назвать наследием Римской империи. В основном, речь идет об инструментах, которые использовались военными. История же блокфлейты начинается гораздо позднее. Но рассмотреть предпосылки к популяризации этого инструмента, как и многих других, в контексте данной работы автору кажется уместным.

О европейской музыке можно говорить примерно с VI века – к сожалению, мы можем только строить догадки, что происходило в музыке до этого периода [12] . В это время начинает складываться традиция одноголосого церковного  пения, которое впоследствии трансформируется в хоралы. В основе этих музыкальных произведений лежали церковные гимны. Практически до появления хоралов в церкви пели все прихожане. Хоралы же состояли только из профессиональных музыкантов. Еще очень долго в церквях сохранялся только этот вид музыки. В 660 году появился первый церковный музыкальный инструмент, «божественное музыкальное орудие» – орган, который и поныне является главным отличием католических храмов. Кстати, множество труб в конструкции органа имеют форму блокфлейты.

Примерно в XI-XII веках [13] зарождается многоголосное (полифоническое) пение, которое спустя несколько столетий начало сопровождаться аккомпанементом музыкальных инструментов. Но это явление не главное в нашем разговоре о предпосылках появления блокфлейты на средневековой сцене.

Гораздо более важную роль в популяризации сыграли странствующие музыканты, которые стали появляться в то же время. Под странствующими музыкантами автор данной работы подразумевает, прежде всего, французских трубадуров и труверов [14] , а также немецких миннезингеров (см. Приложение 4) – артистов, которые освещали в своих стихах различные аспекты рыцарской жизни, в том числе, куртуазную любовь к недосягаемой Прекрасной Даме. Для нас в данном случае важно, что все стихи, которые сочинялись странствующими музыкантами, предполагали аккомпанемент.

  1. Всего несколько средневековых блокфлейт сохранились до нашего времени. Три из них были найдены при раскопках в голландском городе Дордрехт (см. Приложение 5), в немецком Геттингене и в польском Эльблаге [15] . Эти флейты относят к XIII-XIV векам. Все они имеют регистр сопрано, но это не означает, что в эпоху Средневековья не было других разновидностей флейт.

Достаточно полную картину дает нам иконография и средневековая живопись: по этим произведениям можно отследить, что в Средние века существовали также альтовые и теноровые блокфлейты, а также двойные флейты. Впрочем, двойные флейты исчезли из употребления вместе с эпохой средневековья. На рисунке 5 – одно из самых популярных изображений средневековой блокфлейты. Это работа итальянского живописца Симоне Мартини.

Симоне Мартини. «Святой Мартин посвящается в рыцари»

Рис. 5. Симоне Мартини. «Святой Мартин посвящается в рыцари» (фрагмент, 1317 г.). Блокфлейты.

(Источник: http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/51/300px-simone_martini_037.jpg)

2.2. Возрождение

На мой взгляд, разговор о Возрождении уместно начать именно сейчас – плавно (или не очень) пере

йдя к нему от начала полифонии и творчества труверов. В эпоху Ренессанса строго запрещаемая ранее светская музыка наконец-то постепенно стала обретать свободу, хотя и в это время прослеживается явное преобладание вокальных жанров.

Инструментальная музыка, хотя постепенно и начинала приобретать независимость, на протяжении длительного времени оставалась в качестве второстепенного сопровождения песен и танцев [16] . В это время начинают пользоваться популярностью композиции, переработанные из духовных или светских в народные, аккомпанементом которых иногда выступали ударные и духовые инструменты, в частности, блокфлейты. Распространение блокфлейты было обусловлено относительной простотой игры. В целом, следует отметить, что все инструменты, игре на которых было достаточно легко обучиться, вышли в эпоху Возрождения на первый план.

Особенной популярностью пользовались ансамбли, состоящие из инструментов одного типа – консорты. Под такой тип ансамблей была создана особая разновидность блокфлейты, консортная блокфлейта. Эти флейты обладали довольно широким коническим каналом, благодаря чему достигался плотный, тембрально и динамически однородный звук. Для консорта такое звучание, подобное органному, было идеальным.

Кстати, довольно большое количество музыкальных произведений того времени создавались без привязки к конкретному инструменту. То есть, одно произведение можно было исполнить как консортом блокфлейт, так и струнным ансамблем.

Переместимся во Францию. Именно здесь происходили важнейшие сдвиги в музыке Ренессанса. Это связано, прежде всего, с именем Пьера Аттеньяна [17] . Этот человек, который примерно в 1525 году начал заниматься издательским делом, впервые изобрел литеры, изображающие нотный стан и ноты. С тех пор партитуры стали доступны широкому кругу людей. Очень быстро уникальная технология печати Аттеньяна распространилась по всей Европе.

Можно сказать, именно этому человеку мы обязаны появлением первых нот для блокфлейты.

А через десять лет, в 1535 году в Венеции был издан первый учебник по игре на блокфлейте – «La Fontegara, la quale insegna di suonare il flauto etc.». Автором его стал итальянский композитор Сильвестро Ганасси [18] .  Важно, что в этом трактате была опубликована не только информация по различным приемам игры на блокфлейте, но и апликатура. На сегодняшний день это первое  известное изображение апликатуры блокфлейты (рис. 6).

Кстати, по имени Ганассии была названа одна из разновидностей блокфлейт. Это инструмент с ш

ироким цилиндрическим каналом и раструбом, который отличается очень громким и ярким звучанием.

Одна из первых аппликатур для блокфлейты.
    Опубликована в трактате Сильвестро Ганасси. «La Fontegara»

Рис. 6. Одна из первых аппликатур для блокфлейты. Опубликована в трактате Сильвестро Ганасси. «La Fontegara». (Источник: http://flute-a-bec.com/tablhistogb.html)

2.3. Барокко

Автору хотелось бы извиниться за столь вольное перескакивание от одной эпохи к другой. Однако, даже сейчас, когда развитие технологий ежегодно убегает вперед так быстро, что не успеваешь оглянуться, мы с большим трудом можем сказать, что заметили, как один век сменился другим. А для людей того времени этот процесс, надо полагать, происходил еще незаметнее. Очень удачно пишет об абсурдности и условности разделения эпох Стивен Фрай [19] : «Передо мной фабрика пятидесятых – цех размером с самолетный ангар. <…> Из громкоговорителя исходит бухающий голос: «Дамы и господа, наступил 1600-й. Наступил 1600-й. Ренессансная смена закончилась. Прошу композиторов собрать перед уходом свои принадлежности, чтобы барочная смена могла немедленно приступить к работе…».

Ведь и правда, такого не было. Люди просто сочиняли и исполняли музыку. Независимо от того, какой за окном год. Тем более, что о том, какое конкретно время следует считать концом одной эпохи и началом другой, ученые спорят до сих пор. Так вот, позволив себе столь вольное отступление, продолжим  разговор о музыке.

Вслед за первым ансамблем пришли и другие. Эпоха «причудливой жемчужины» принесла множество новых технологий и принципов в музыку. В том числе, началось постепенное вытеснение вокальных жанров инструментальными. Надо сказать, процесс шел довольно медленно.

Интересно, что в ходе увлечения инструментальной музыкой было принято исполнять арии и другие вокальные произведения инструментально. Подтверждают это многочисленные нотные записи популярных в то время вокальных произведений для музыкальных инструментов [20] (см. Приложение 5). Так, например, известнейший мадригал «Серебристый лебедь» Орландо Гиббонса во множестве источников называется инструментальной пьесой [21] .  

В целом же музыка Барокко характеризуется глубокой эмоциональной наполненностью, чего не было в эпоху Возрождения.

Период Барокко знаменателен также появлением равномерно темперированного строя, который является основой всей европейской музыки.

Блокфлейта в барочное время становится одним из ведущих музыкальных инструментов. До настоящего времени сохранилось огромное количество музыкальных произведений, написанных для этого инструмента. Кстати, говоря о барочной блокфлейте (рис. 5), мы подразумеваем, в основном ту ее разновидность, которая в настоящее время называется альтовой блокфлейтой. Инструменты с другой высотой звучания также использовались, но гораздо реже и никогда не были солирующими.

Отличия
    барочной флейты (инструменты, расположенные слева) от ренессансной (справа)

Рис. 5. Отличия барочной флейты (инструменты, расположенные слева) от ренессансной (справа). (Источник: http://www.jayeaston.com/galleries/Unusual_instruments/recorders.jpg)

Кстати, Барокко – это, своего рода, время рекордов блокфлейты. Так, например, именно в этот период выходит сборник Якоба ван Эйка «Der Fluyten Lust-Hof» (1646-1649), который и поныне считается самой большой коллекцией произведений для сольного духового инструмента, написанной одним композитором [22] .   

В XVII веке в конструкции блокфлейты происходят изменения. Именно в это время появляется так называемая «барочная» блокфлейта – весьма близкая к современному варианту этого инструмента.

Изменения заключались, в основном, в уменьшении диаметра флейты. Это изменило тон флейты. С тех пор он перестал быть мягким и ровным, в отличие от более ранних инструментов и стал приближенным к тому, который мы слышим сейчас.

В восемнадцатом веке название «блокфлейта» отошло на второй план, на смену ему пришел термин «флейта». Поперечную флейту в то время было принято называть сначала просто немецкой флейтой, а потом traverso – «траверсо» или траверсфлейта (см. Приложение 6).  

Траверсфлейта уже в эпоху Ренессанса превосходила диапазон блокфлейты на октаву. В восемнадцатом веке она, так же, как и блокфлейта, подверглась определенным конструктивным изменениям, в частности, стало появляться все больше клапанов, благодаря чему удалось сделать звук более совершенным [23] .

2.4 Блокфлейта против траверсфлейты. Проигранная битва

Причины вытеснения блокфлейты поперечной в симфонических оркестрах и инструментальных ансамблях эксперты называют разные. Не исключено, что все они каким-то образом сказались на забытьи инструмента.

Одной из причин традиционно считается довольно тихий звук блокфлейты [24] .

Но, на мой взгляд, эта позиция является спорной, так как изначально поперечная флейта звучала не громче блокфлейты. Лишь впоследствии, претерпев определенные конструктивные изменения, поперечная флейта стала обладать более громким звучанием и более высокими техническими возможностями. В настоящее время между блокфлейтой и поперечной флейтой очень сложно найти какие-либо сходства. Однако нельзя отрицать, что уже в то время поперечная флейта обладала более широким диапазоном и более чистой интонацией.

Еще одна причина заключается в том, что играть на блокфлейте очень трудно из-за ее особенностей. Дело в том, что деревянные блокфлейты имеют свойство менять строй из-за изменения температуры воздуха. Меняется строй и от игры на холоде, и от нагревания самой флейты в процессе игры [25] . У поперечной флейты эта проблема выражена гораздо меньше.

Интересно, что многие музыкальные произведения, например, 10-й опус Вивальди, изначально написанные для блокфлейты, впоследствии были переделаны под траверсфлейту.

Некоторые источники утверждают, что еще одной причиной вытеснения блокфлейты траверсой стал тот факт, что музыка перестала быть просто приятным времяпрепровождением и трансформировалась в сугубо профессиональную сферу [26] .  С этим довольно сложно согласиться, так как блокфлейту вряд ли расценивали как непрофессиональный инструмент. Более того, в ряде произведений Баха блокфлейта солирует наравне с трубой и гобоем.

Более охотно я соглашусь с такими факторами, как изменение музыкальных вкусов как самих музыкантов, так и слушателей, а также недостаточная оценка возможностей блокфлейты, вызванная нехваткой профессиональных исполнителей (что также следует из изменений приоритетов) [27] .  

В то же время мода на консорты постепенно стала уходить в прошлое, все чаще стали появляться ансамбли разнородных инструментов. В данном аспекте блокфлейта просто не смогла конкурировать с другими духовыми инструментами. Фактически, из всех консортов к началу восемнадцатого века остался только струнный квартет, который впоследствии  превратился в основу симфонического оркестра. Все остальные инструменты – ударные, духовые и т.п. – отбирали для оркестров по принципу совместимости со струнными. Основными критериями стали динамика и интонационная устойчивость. Блокфлейта – это инструмент, на котором практически невозможно было играть стройно и при этом динамически разнообразно. Кроме того, она не обладает достаточной чистотой интонации по сравнению с другими инструментами.

Можно также предположить, что не последнюю роль сыграл диатонический звукоряд блокфлейты и сложности расширения его до хроматического.

Но, следует отметить, что блокфлейта не сразу сдала свои позиции. Одна из разновидностей блокфлейты – флажолет – получила широкое распространение в XVII веке и, за счет довольно громкого и чистого звука, органично вписалась в состав оркестра. Строй флажолета начинается с ноты «ре» второй октавы. Один из наиболее ярких примеров использования флажолета в оркестре – опера В.-А. Моцарта «Волшебная флейта». Именно флажолет и стал той самой «волшебной флейтой» в произведении гения.

Как бы то ни было, ко второй половине XIX века блокфлейта была полностью вытеснена траверсфлейтой и кларнет: флажолет заменила флейта-пикколо.  И вместе с исчезновением этого инструмента из дальнейшей истории музыки вплоть до двадцатого столетия, исчезли и мастера, которые занимались изготовлением блокфлейт.

«Блокфлейта, – пишет Энтони Бэйнс, – после своего величия в оркестрах Баха и Генделя, превратилась в народный инструмент, на котором лишь иногда поигрывали некоторые итальянские пастушки [28] ».

На территории Восточной Европы блокфлейты до сих пор распространены в качестве народных инструментов. Это украинская сопилка (денцивка), белорусская дудка, словацкая фуяра,  молдавская и румынская флуера (флуяра, флуйра).

[9] Anthony Banes, Woodwind instruments and their history. Faber and Faber limited. London, Third edition. 1967, 1968, 1977 – с.222

[10] Павел Столпянский, Петр Николаевич Столпянский. Музыка и музицирование в старом Петербурге: С.-П., Музыка, 1989г.

[11] Nicholas J. Conard, Maria Malina, Susanne C. Münzel. New flutes document the earliest musical tradition in southwestern Germany // Nature. Онлайн публикация от 24 June 2009 (открытый доступ).

[12] http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ZAPADNOEVROPESKAYA_MUZIKA.html

[13]http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ZAPADNOEVROPESKAYA_MUZIKA.html?page=2

[14] Трубадуры и труверы - средневековые поэты-певцы, авторы песен. Трубадуры родом с юга Франции, труверы – с севера. Миннезингеры - немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. По материалам с сайта http://ru.wikipedia.org, в которых использован текст из Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: 1929—1939 .

[15] http://www.recorderhomepage.net/torture2.html

[16] Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983 – стр. 114

[17] D. W. Krummel and Stanley Sadie, Music Printing and Publishing. New York, Norton, 1990

[18] http://flute-a-bec.com/tablhistogb.html

[19] Стивен Фрай. Неполная и окончательная история классической музыки. Роман. – Пер. с англ. – М.: Фантом пресс, 2008. – с. 97-98.

[20] Norman Douglas Anderson, Aspects of Early Major-Minor Tonality: Structural Characteristics of the Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries, Copyright, 1992

[21] http://page.divo.ru/lukas/perevod/F_Gibbons.html

[22]  http://www.bach.co.jp/vaneycktext.htm

[23] Тризно Б. Флейта. — М.: Музыка, 1964

[24] Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983 – c. 132

[25] http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=2143

[26] Donald Murray et al. Musical Instruments: History, Technology, and Performance of Instruments of Western Music, Oxford University Press, 2004. - с.122

[27] Waitzman, Daniel: The Decline of the Recorder in the 18th Century. Published in American Recorder 8 no. 2 (Spring 1967). с.47-51

[28] Anthony Banes, Woodwind instruments and their history. Faber and Faber limited. London, Third edition. 1967, 1968, 1977 – с. 72

ПредыдущаяГлавная Следующая

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

«История и развитие современного Black Metal» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студента ИЖЛТ Литвинцева Ивана