«Блокфлейта: хроники, интервью, размышления»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студентки VI курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очно-заочного отделения специализации «Музыкальная критика» Баруновой О. Е.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2010

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава I. Характеристики блокфлейты

Как ни хотелось бы автору данной работы поскорее приступить к исследованию истории блокфлейты, невозможно перескочить через описание особенностей этого инструмента и его «технических характеристик». Именно эта тема будет занимать нас в первой части диплома.

Согласно энциклопедии музыкальных инструментов EOMI [1] , блокфлейта (рис.1)  является разновидностью продольной флейты. Этот инструмент принадлежит к классу духовых деревянных и относится к семейству свистковых.

Для нас приведенная выше информация  является подтверждением того, что блокфлейта – это действительно один из инструментов, игре на котором легко обучиться. Достаточно вспомнить игрушечные детские дудочки. Все они за редким исключением изготавливаются со свистком. Таким образом, для того, чтобы извлечь звук из флейты со свистком, не нужно вырабатывать определенный тип дыхания, тренировать положение губ и т.д. Конечно, для каких-либо сложных приемов требуется не только это, но и выполнение специальных физических упражнений для развития правильного дыхания и увеличения объема легких. Но мы сейчас говорим только о звукоизвлечении и возможности играть простейшие мелодии.

блок-флейта

Рис. 1. Блокфлейта. (Источник: http://www.muzonshop.ru/catalog/orkestrovie/duhovie/)

1.1. Устройство блокфлейты

Блокфлейта имеет восемь игровых отверстий, семь из которых располагаются на лицевой стороне инструмента, а одно – на тыльной, оно выполняет роль октавного клапана, то есть, с его помощью звук повышается вверх на октаву.

Формирование звука происходит в мундштуке, который является несъемным и располагается на торце флейты.

Блокфлейта относится к инструментам диатонического звукоряда, но благодаря использованию «вилочных» аппликатур и передувания строй может быть расширен до хроматического. «Вилочные» аппликатуры позволяют добиться нужных полутонов при помощи полузакрытых отверстий.

Хроматический звукоряд – «совокупность звуков, последовательно расположенных по полутонам (в восходящем или нисходящем порядке) в пределах имеющегося диапазона какого-либо инструмента» [2] .

Диатонический звукоряд – «звукоряд, образованный из простых ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности» [3] .

Говоря более простым языком, хроматический звукоряд включает не только основные ноты, но и полутона. Следовательно, при игре на инструментах с хроматическим звукорядом музыкант имеет больше возможностей для творчества за счет более широкой звуковой палитры.

1.1.2. Материалы

Конечно же, изначально блокфлейта не была пластиковой. Хотя бы потому, что во времена ее изобретения о таком материале просто не знали. Аутентичная блокфлейта – инструмент деревянный.

Современные блокфлейты, как правило, изготавливаются из дерева или же из пластика.

Встречаются также комбинированные варианты: основная часть инструмента изготавливается из дерева, а мундштук – из пластика.

Одними из лучших  еще со времен барокко считаются флейты, изготовленные вручную из красного дерева, палисандра или самшита. Более «бюджетные» варианты – блокфлейты из клена, груши или других фруктовых деревьев.

В том, что именно их этих древесных пород изготавливаются флейты, нет ничего удивительно. Достаточно просто ознакомиться со свойствами их древесины.

Так, например, палисандр, древесина которого и поныне является одной из самых дорогостоящих, обладает превосходной влагостойкостью и практически не подвержен гниению. Вот почему флейта, изготовленная из палисандра, будет служить долго. Кроме того, древесина палисандра очень плотная и прочная, что делает готовый инструмент к тому же неподверженным механическим воздействиям.

Родиной палисандра, кстати, является Индия, где изобретено множество духовых инструментов. Осмелюсь предположить, что вполне возможно именно Индия является родиной блокфлейты. Раз уж Россия, как известно, – родина слонов и балалайки [4] , то почему бы не предположить, что первыми блокфлейтистами были носители ведической культуры.  

Древесина клена, груши и яблони также достаточно твердая и прочная, но все же уступает по свойствам самшиту и палисандру. Думаю, что «элитность» палисандровых и самшитовых флейт, к тому же, во многом обусловлена еще и сложностью добычи этих экзотических пород деревьев.

1.2. География имени

Блокфлейта существует в традициях разных стран Европы. И в каждом языке можно встретить свои вариации названия. Так, по-английски блокфлейта звучит как recorder. Это название произошло от слова to record, которое имеет два значения: записывать и разучивать. О том, как связано это понятие с блокфлейтой, мы поговорим чуть ниже.

Привычное русскому уху название «блокфлейта» – это транслитерация немецкого слова blockflote (blockflute), что можно перевести как «флейта с блоком». Действительно, в нашу страну этот инструмент пришел из Германии вместе с модой на немецких учителей. Это и объясняет популярность в России именно немецкой аппликатурной системы.

Не исключено, что от немецкого же названия произошло и французское flute a bec – «флейта с мундштуком».

На итальянском языке блокфлейта звучит как flauto dolce, то есть, «нежная флейта» или «сладкая флейта». Вероятно, такое название обусловлено тем, что звук аутентичной блокфлейты действительно был очень нежный и бархатистый. Привычное нам резкое звучание флейта обрела гораздо позже, незадолго до того, как была вытеснена со страниц истории музыки поперечной флейтой. Об этом мы тоже поговорим чуть позже.

1.3. Классификация блокфлейт

Блокфлейты принято различать по таким критериям, как регистр звучания, размер и аппликатура.

1.3.1. Регистры звучания [5]

Наиболее распространенными разновидностями блокфлейт по регистрам звучания можно назвать пять видов: сопранино, сопрано, альт, тенор и бас (см. Приложение 1).

1.3.1.1.Сопранино

Блокфлейта сопранино является самой высокой по звучанию и самой маленькой по размеру. Ее звук напоминает птичьи трели. Некоторые исследователи полагают, что именно отсюда произошло английское название блокфлейты – recorder [6] : «В Европе, в некоторых областях, птиц обучали при помощи небольших флейт и органчиков <…> обратимся к музыкальным инструментам, которые использовались и до сих пор применяются для обучения птиц мелодиям. Федор Федорович Некрасов (один из первых российских мастеров по изготовлению деревянных духовых инструментов Ренессанса и Барокко – прим. автора дипломной работы), мастер-реставратор из Музея музыкальной культуры им. Глинки, рассказал мне об очень маленьких блокфлейтах. Те, которые он видел, относятся, скорее всего, к XVIII и XIX  векам и изготовлены из дерева или слоновой кости. Они  настроены, как правило, по пентатонике. Так как у них небольшой размер, то места хватает только для 4–5 дырочек, а то и меньше».

Строй блокфлейты сопранино начинается с ноты «фа» первой октавы [7] .

1.3.1.2. Сопрано

Блокфлейты сопрано  (англ. «Descant») – самые распространенные среди всех разновидностей этих инструментов. Например, флейты сопрано активно используются для обучения в музыкальных школах. Все учебные материалы, в том числе, и большинство нот записаны именно для флейт сопрано. Их строй начинается с ноты «до» второй октавы.

1.3.1.3. Альт

Альтовая блокфлейта (англ. «Treble») является довольно крупной по размеру, для игры на ней требуется растяжка пальцев,  поэтому в музыкальных школах детей не обучают игре на ней. Ее строй начинается с ноты «фа» малой октавы.

1.3.1.4.Тенор

Теноровые блокфлейты встречаются, в основном, исключительно в арсенале профессиональных музыкантов. Она обладает довольно низким звучанием, ее строй начинается с ноты «до» малой октавы.

1.3.1.5. Бас

И уж совсем редко используется басовая блокфлейта. Это самый крупный инструмент из всего семейства, для игры на ней необходима очень  большая растяжка пальцев. У нее самое глубокое и низкое звучание, ее строй начинается с ноты «фа» первой октавы.

1.3.1.6. Редкие виды флейт

Виды флейт, о которых речь пойдет дальше, можно встретить, пожалуй, лишь в коллекциях музеев или в закромах у фанатичных любителей старинной музыки. Эти инструменты наглядно показывают, как менялась и совершенствовалась конструкция блокфлейт из века в век.

Первый инструмент, о котором пойдет речь – флейта «Garklein» (рис.2), звуковой диапазон которой начинается с ноты «до» третьей октавы и заканчивается нотой «ре» пятой октавы. Размер этой флейточки – меньше ладони и звук у нее, соответственно, очень высокий. Вполне возможно, что именно об этих флейтах рассказывал мастер Ф. Ф. Некрасов (цитата которого приведена выше), говоря об инструментах для обучения птиц музыкальным трелям.

Флейта «Garklein»

Рис.2. Флейта «Garklein». (Источник: http://www.music.iastate.edu/antiqua/garklein.jpg)

Антиподом «Garklein» можно назвать бас-блокфлейту «Great Bass». Этот инструмент невозможно даже держать в руках: его размер таков, что при игре приходится ставить его на пол. Диапазон этой басовой флейты начинается от ноты «до» большой октавы и заканчивается нотой «ре» второй октавы.

Сходство с «Great Bass» прослеживается у контрабас-блокфлейты. Она немного меньше в размере и диаметре. Ее диапазон – от «фа» большой октавы до «соль» второй. Также существуют флейты «субконтрабас» и «октоконтрабас». Такие флейты-гиганты значительно превосходят по своим размерам человеческий рост, поэтому играть на них чрезвычайно сложно (рис.3).

Блокфлейта октоконтрабас

Рис.3. Блокфлейта октоконтрабас. (Источник: http://www.music.iastate.edu/antiqua/r_record.htm)

Блокфлейта «Voice-flute» гораздо более компактна и имеет диапазон от «ре» первой октавы до «ми» третьей. Можно сказать, что это один из средних вариантов между басовыми гигантами и миниатюрными «Garklein». Название этой флейты, вероятно, обусловлено схожестью ее звука с человеческим голосом. Но, поскольку вживую автор данной работы не слышал ее звучание, остается только делать предположения.

1.3.2. Аппликатуры

Согласно Музыкальной энциклопедии [8] , «аппликатура (от лат. Applico – прижимаю, прикладываю) – способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа в нотах».

Таким образом, аппликатура для блокфлейты дает разъяснение, какие отверстия на инструменте следует закрыть пальцами, чтобы получить ту или иную ноту.

Существует два вида аппликатуры для блокфлейт.

1.3.2.1 «Барочная» (английская) аппликатура

Блокфлейты английской или «барочной» системы широко распространены во всем мире. Именно эта аппликатура используется профессиональными музыкантами. Как видно из названия, эта аппликатура зародилась в Англии. Особенностью барочных блокфлейт является то, что у них четвертое отверстие снизу имеет меньший диаметр, чем третье.

1.3.2.2. Германская (немецкая или «ренессансная») аппликатура

Блокфлейты с германской аппликатурой появились значительно позднее, чем инструменты с барочной системой. Данная модель в настоящее время довольно редко встречается. Немецкие блокфлейты – более современные, они изобретены уже в XX веке. Популярны немецкие блокфлейты, в основном, в Германии, Голландии и, как ни удивительно, в России. Считается, что блокфлейты с германской аппликатурой более легки для обучения. Поэтому во множестве российских музыкальных школ именно эту модель предлагают учащимся. Возможно, это связано с тем, что немецкие блокфлейты создавались для обучения школьников. Хотя, не исключено, что это очередной стереотип, который возник из-за того, что блокфлейты пришли к нам, как уже упоминалось, из Германии. А так как в нашей стране к новшествам привыкают очень неохотно (достаточно вспомнить, что после введения Петром I нового календаря наши предки на протяжении нескольких веков продолжали жить по старому), можно предположить, что именно это и стало причиной того, что перехода на барочные флейты так и не состоялось.

Одно из отличий немецких флейт от английских в том, что у них, напротив, четвертое отверстие имеет больший диаметр, чем третье. Поэтому возникает разница в аппликатурах при взятии определенных нот (см. Приложение 2). Кроме того, барочные блокфлейты имеют более узкий канал, из-за чего их звук тише, чем у немецких.


[1] http://eomi.ws/woodwind/recorder/

[2] Иванов В. Д.Словарь музыканта-духовика: – М.; Музыка,2007. – с. 78.

[3] Холопов Ю.Н. Диатоника // Большая российская энциклопедия. Т.8. М.: 2007 – с. 720-721.

[4] Балалайка считается исконно русским инструментом. Однако, есть предположения, что ее, как и гармонь, позаимствовали у итальянцев.

[5]  http://www.blf.ru/blf/theory.html

[6]  http://florestan.merzlyakovka.ru/?p=78

[7] Говоря о том, что строй флейты сопранино соответствует ноте «фа», мы подразумеваем соответствие ноте «фа», написанной на нотном стане. Частотный диапазон звучания всех блокфлейт, на самом деле, на октаву выше. Так как нотная запись, в которой ноты точно соответствовали частотам, была бы очень неудобной для музыкантов, было принято записывать ноты на октаву ниже.

[8] Музыкальная энциклопедия, т.1,: М. Советская энциклопедия, 1976 - с.178

ПредыдущаяГлавная Следующая
 

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

«История и развитие современного Black Metal» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студента ИЖЛТ Литвинцева Ивана